Пересмотрела недавно сей сериал по несравненному П.Г.Вудхаузу... верно заметил один автор предисловия к книге - это "впору прописывать меланхоликам и самоубийцам" - настроение поднимает идеально...
Однако попутно задумалась о некоторых моментах сего произведения, а именно - о возрасте и хронологии. Когда это конкретно было и сколько лет милейшему Бертраму Вустеру? А заодно - как могла сложиться его судьба, так сказать, "после закрытия занавеса"?
Сразу оговорюсь - я в своих хронологических изысканиях опиралась на экранизацию (в опоре на литературный первоисточник, наверное, должно получиться нечто иное).
Для хронологической привязки есть по крайней мере один чёткий ориентир - американский "сухой закон". Как известно, он отменён в декабре 1933 года. Герои посещают Америку дважды, причём во время первого их визита "сухой закон" действует, во второй же Берти вполне легально посылает жене "супового" миллионера шампанское - и, судя по погоде, дело было не в декабре... следовательно, на дворе 1934 год.
Сколько проходит времени от начала сериала до этого момента? С одной стороны, происходят некоторые события, требующие достаточно продолжительного времени (например, рождение ребёнка), с другой - влюблённые парочки с переменным успехом выясняют отношения, особо не задумываясь о будущем и не оглядываясь на прожитую жизнь (словом, не взрослея) - наверное, логично будет предположить, что проходит года два.
Итак, действие сериала начинается в 1932 году. Возраст на этот момент конкретно обозначен у Гонории Глоссоп (устами её матери) - 24 года. Раз Берти считается подходящим женихом для неё - значит, он как минимум её ровесник, или же он старше. Но быть намного старше Гонории он, наверное, не может - слишком уж он её боится и слишком уж все (включая саму несостоявшуюся невесту) уверены, что она сможет "что-то из него сделать"... так что старше он её года на два, не больше.
Итак, мы выяснили, что в 1932 году Бертраму Вустеру 24-26 лет от роду. Это значит, что II Мировую войну он встретит 31-33-летним - и, вероятнее всего, не переживёт. Такой вывод напрашивается и в силу его общей "нежизнеспособности", и в силу того, что слишком уж много раз он избегал смерти - такое патологическое везение неизбежно должно было когда-нибудь закончится. Как это произойдёт? Не берусь говорить, мог ли он быть призван на военную службу - но определённо имел шансы (во время "Битвы за Британию") погибнуть в родном Лондоне под бомбами.
Таким образом, жизнь Бертрама Вустера, начавшись где-то в 1908-1910, завершилась (точнее, оборвалась) где-то в начале 40-х гг. в возрасте ориентировочно 33-35 лет (заинтересованным лицам дарю идею для фанфиков).
Несомненно, мои изыскания накладывают отпечаток некоторой трагедийности на эту весёлую историю, но... не заложена ли она в самой истории? Вспомните, сколько там моментов, когда для Берти могло случиться непоправимое (и подружка Мэйделин с её пистолетом могла получше прицелиться, и по голове могли ударить не столь удачно, и отсутствие лестницы у окна мог вовремя не заметить...). Все эти отдалённые призраки трагических развязок - поистине страшных в своей нелепости - невольно напоминают, что весь этот идиллический мир беззаботных аристократов может в одночасье рухнуть под натиском жестокой реальности... напоминают не меньше, чем тень надвигающихся грозных событий.